Алия СУДАКОВА | В защиту фигурного катания

0

Израильская тележурналистка – о самом красивом, что есть в современном спорте

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

В последние дни наблюдаю какую-то волну негативных публикаций о фигурном катании, вот популярный блогер пишет, что звёзды и чемпионки последних лет — «халифы на час на пьедестале», «подростки с задержавшимся пубертатом, которых максимально натаскивают на конкретный возраст, а потом выбрасывают на помойку».

Павел Лобков пишет: «ненавижу Олимпийские игры, и в особенности фигурное катание», сравнивая девочек-фигуристок с животными в цирке.

Вот одна раскрученная писательница в интервью говорит, что она вообще запретила бы фигурное катание и художественную гимнастику.

Но окончательно меня расстроил пост прекрасного психолога Людмилы Петрановской, которая пишет: «каждая юная звёздочка взлетает, получает, получает несколько медалей и уже в 16-17 лет уходит с искалеченным телом, а иногда и психикой». «Я не понимаю, почему это разрешено», — пишет уважаемая Людмила Владимировна, ведь она считает, что «медали эти получались за счёт запрета на еду и даже воду».

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Я, честно говоря, не понимаю, почему под маской заботы о «бедных девочках» все эти уважаемые и не очень авторы выплёскивают своё раздражение на самое красивое, что есть в современном спорте. В основе этого непонимание спорта как такового и равнодушие к красоте. Мне кажется, это больше похоже не на попытку защитить «бедных девочек», а на попытку обесценить то, чему они посвящают свою жизнь.

Авторов выдаёт уже сама эта лексика, которую они используют. «Девочки, дети, подростки и пубертат», — слова, которые заведомо ставят пишущих в позицию всезнающего взрослого, а спортсменок представляют какими-то слабыми и зависимыми, управляемыми чужой волей красивыми марионетками. Которым, к тому же, не дают есть и пить. Их рисуют чуть ли не жертвами амбиций окружающих их взрослых — родителей и тренеров.

Мой совет авторам — поговорите хотя бы с несколькими из таких «девочек», а лучше повозите их на тренировки. Вы удивитесь, что по силе характера, мотивированности и организованности они могут быть взрослее многих взрослых, если не вас самих. Да, в их жизни есть спорт, и они посвящают этому большую часть своей жизни. Но они, как никто, знают цену времени и успевают не меньше своих сверстников. У моих девочек, которые почти все свободное время проводят на катке, сегодня две тренировки — одна до школы, с 6 до 8 утра, другая сразу после, с 15.30 до 18.00. Но обе в свои 13 и 10 свободно говорят на трёх языках, хорошо учатся, прекрасно плавают, много читают. И, представьте себе, иногда любят подурачиться с подружками и поиграть в телефон, как все нормальные дети.

Заставляет ли их кто-то ходить на тренировки? Мы с мужем, измученные бесконечными поездками на каток, иногда умоляем их бросить фигурное катание. Но нет, они не готовы, потому что только освоили один элемент, хочется уже следующий. Потому что они уже не мыслят себя без этого скольжения и полета, потому что они это любят. И у нас с мужем не хватает духу отобрать у них то, что они любят, несмотря на огромные затраты — денег, времени, сил — которые требует фигурное катание. Фигурное катание — это не просто спорт, но еще и искусство, потому что оно создаёт образы, как умеет только искусство. И это искусство требует совместного служения — родителей, детей и тренеров.

Читайте в тему:

Еврейский танец чемпионки

Но ненавистники фигурного катания, которые, прикрываясь заботой о фигуристках, повылезали сегодня из всех углов фейсбука, считают, что этот вид спорта очень вреден. Вот упомянутый мною Павел Лобков считает, что заставлять девочек тренироваться в подростковом возрасте, когда «их тела претерпевают ежедневные изменения» — преступление. Видимо, надо пролежать в кровати с 12 до 15 лет? Людмила Петрановская называет их тела «искалеченными». Да, фигуристы иногда падают. Но сейчас любой серьёзный тренер использует тренажёры, которые уменьшают падения и травмы при разучивании новых прыжков — благодаря этому и стали возможны все эти четверные, кстати говоря. А насчёт травм — вы серьезно? Вы ничего не путаете? Давайте поговорим про горные лыжи, про трамплин, про акробатику, про бокс, в конце концов, про футбол и хоккей, про любые единоборства! Да что далеко ходить, на плавании, которое считается наименее травматичным видом спорта, мои дети травмировались за последние полгода — один раз Лиза получила пяткой в глаз от мальчика, которого она догнала на дорожке, другой раз врезалась головой в бортик, финишируя на спине. Так что не надо про травмы. Как раз фигурное катание даёт прекрасную спортивную форму и потрясающее владением своим телом на всю жизнь, которые и уберегают от травм и проблем со здоровьем. Пусть диванные ненавистники фигуристов попробуют заняться спортом для разнообразия, поначалу через травмы и боль, может быть, тогда они смягчат свою позицию?

Насчёт быстротечности карьеры и чемпионства в фигурном катании — опять неправда. Да, есть девочки (и мальчики!), которые уходят после первых успехов, после первых серьёзных пьедесталов, но и их можно понять — профессиональный спорт — эмоционально, физически и финансово затратная история, и после серьёзного успеха, всем и всё (и самим себе, в первую очередь!) доказав, ты имеешь полное право переключиться на что-то другое. Но есть и те, кто остаётся надолго. Юдзуру Ханю в 27 участвует в своей третьей Олимпиаде, и продолжает развивать этот вид спорта — он впервые исполнил четверной аксель на этих играх. Алена Савченко стала олимпийской чемпионкой в 34 года в парном спортивном(!) катании.

Читайте в тему:

Игорь ЛИТВАК | Дедушка Валиевой и крокодил Штирлица

И не надо говорить про выбрасывание бывших чемпионов на помойку. Имейте совесть. Помойка — это нюхать клей в подворотне. Бывшие чемпионы ведут телешоу, организуют собственные школы, выходят замуж и женятся, в конце концов. А медали у них навсегда.

Да и безо всяких медалей, занимаясь спортом — ты побеждаешь каждый день. Побеждаешь себя, учась новому и осваивая новые элементы. Побеждаешь, просто выступая на соревнованиях. Видели бы вы, как девочки в нашей секции болеют друг за друга, даже будучи конкурентками! А медаль — это знак особого отличия, награда и признание заслуг. Но не самоцель. Соревнования нужны не государствам, не родителям, а самим спортсменам, потому что они мотивируют, помогают двигаться вперёд.

Теперь главный вопрос — зачем? Зачем все это — аксели, лутцы, сальховы, зачем эти вращения в позициях, нарушающих законы природы? Зачем это скольжение, как полет в облаках?

А зачем Джоконда? Зачем Рождение Венеры? Зачем Моцарт и Чайковский? Зачем Болеро Равеля? Почему никто не говорит, что жестокий балет сжевал и выплюнул Майю Плисецкую? Зачем нам вообще искусство?

Конечно, можно сказать, как Райкин в своей миниатюре, что к балерине надо присоединить динамомашину, чтобы она не просто так крутилась и от нее был какой-то толк. Но это могут говорить люди, которые глухи к красоте и ненавидят все, что не понимают. Этот мещанский, ксенофобский подход. Не понимаете Данаю, считаете это ненужным и некрасивым? Пройдите мимо, не надо плескать в нее кислотой.

А мы рады быть частью этого спорта и частью этого искусства, мы это любим. Да, мы с мужем знаем, что наши девочки вряд ли поднимутся на олимпийский пьедестал — у нас просто нет таких денег и ресурсов. Мы не будем золотыми буквами вписаны в историю спорта, но спорт будет вписан в судьбу моих дочерей. Потому что они этого хотят. И да, никакой злой тренер не заставит ребёнка прыгнуть четверной. Да и одинарный тоже из-под палки не прыгнешь, скажу вам, как знающий человек. Это надо хотеть самому.

Так что прекратите обесценивать один из прекраснейших проектов человечества и унижать тех, кто посвятил ему жизнь. Ненавидьте лучше войну.

Большое попугайское счастье

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий