Спор о внуках

0

Как известно, в ходе начавшихся коалиционных переговоров сразу две партии включили в список своих условий отмену пункта Закона о возвращении, касающегося внуков евреев

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Петр ЛЮКИМСОН

 

Обосновывая это требование, они говорят, что на самом деле речь идет о нееврейских внуках неевреев, размывающих национальный характер государства, а нередко и враждебно настроенных по отношению к этому. Напомним, что требование исходило от группы русскоязычных граждан, опубликовавших около года назад призыв к депутатам, под которым поставили подписи сотни и сотни выходцев из бывшего СССР. С учетом развернувшейся в СМИ и социальных сетях бурной дискуссии по данному вопросу мы решили узнать, что думают по данному поводу представители разных волн алии.

Эдуард Тополь, писатель:

— Насколько я помню, в нацистской Германии выискивали внуков евреев и отправляли их в газовые камеры. А в СССР особо выдающихся специалистов "разоблачали", отыскивая их еврейских бабушек или дедушек. Никто и нигде не застрахован от повторения юдофобства, а отрицать приближение погромов в нынешней России сегодня может только "мишигине коп", то есть сумасшедший. Поэтому Израиль должен принимать евреев-полукровок и "четвертькровок", а менять нужно Закон о гражданстве. Даже чистокровному еврею-репатрианту не нужно выдавать гражданство сразу по прилету, это превращает израильский паспорт в "дубликат бесценного груза", за которым приезжают все, у кого есть деньги на международный туризм.

Свой американский паспорт я получил после пяти лет жизни в США, точно так же должно быть в Израиле. Если человек прожил в Израиле пять лет, он хотя бы за это достоин звания "израильтянин" с вручением ему нашего паспорта.

Д-р Пинхас Полонский, исследователь и преподаватель иудаизма:

— Я категорически против изменения Закона о возвращении. Особенно сегодня, когда люди бегут от войны. Я сам знаю немало внуков евреев, которые являются большими патриотами Израиля. И, кстати, вполне близки к еврейской традиции. Вместе с тем полно людей, которые являются продуктом смешанных браков, и им все у нас чуждо.

Но я признаю, что проблема существует. Только для ее решения нужно не отменять параграф о внуках, а сделать так, чтобы всем новым репатриантам, независимо от степени родства, в том числе евреям, по приезде давалось не гражданство, а "грин кард", как в Америке. И через пару лет проживания в Израиле нужно было бы сдавать экзамен по ивриту, знанию иудаизма, еврейской истории и культуры. Если человек такой экзамен не сдает, то он остается в качестве постоянного жителя, может иметь паспорт, передвигаться по миру, разумеется, все социальные права, но голосовать права не имеет. Таким образом, в социальном плане этот человек никак не будет ущемлен, но не сможет оказывать собственное влияние на страну, если не имеет хотя бы минимальных знаний по ее истории и культуре. Это решило бы все вопросы с внуками и их семьями и не помешало бы приехать тем, кто в этом заинтересован

Татьяна Берлин, общественный активист, создатель и ведущая Группы социальной информационной помощи в "Фейсбуке":

— Мы не станем более еврейской страной оттого, что отменим этот пункт в Законе о возвращении. Однозначно знаю одно: нужно менять не закон, а отношение друг к другу, отношение государства к репатриантам и отношение самих репатриантов к нашей стране. Интегрировать их надо правильно, а не оставлять заложниками сил, которые их стараются направить в водоворот только своих политических интересов. Большинство приезжающих не знают традиций, не знают истории Израиля. А сколько тех, кто в силу обстоятельств не смог освоить иврит? Это разве их вина? Нет, это вина государства и тех, в чьих руках долгие годы оставалось профильное министерство. Необходимо менять не Закон о возвращении, а подход государства и механизмы интеграции новых репатриантов.

Даниэль Клинк, учредитель и основатель амуты "Лига справедливости ":

— Закон о возвращении для третьего поколения необходимо изменить по целому ряду причин. Во-первых, нет никаких сомнений в том, что введение параграфа о внуках евреев было актуально на тот момент в связи с тяжелым положением государства, постоянно находившегося в состоянии войны. Стране требовался приток евреев из диаспоры, и закон позволил открыть двери для большего количества евреев, даже если это был единственный еврей в семье, все остальные члены которой в трех поколениях были неевреями.

Во-вторых, с течением времени закон был де-факто расширен вплоть до четвертого поколения, что привело к потоку неевреев, желающих получить израильское гражданство без каких-либо обязательств по отношению к самому государству, его национальной традиции, культуре и истории. Это в чистом виде экономическая и социальная миграция людей, не имеющая отношения к репатриации.

В-третьих, обе эти поправки привели к тому, что на настоящий момент основная масса прибывающих в Израиль граждан именно с постсоветского пространства вообще не имеют никакого отношения к еврейству, не понимают сути Закона о возвращении и не признают за Израилем необходимости сохранения его национальной сущности и национального суверенитета. Всеми доступными способами они требуют изменить статус-кво в сторону упразднения положений, определяющих Израиль как государство еврейского народа. Такая ситуация представляет собой экзистенциальную угрозу для будущего еврейского государства как в плане усиления ассимиляции, так и в плане признания за народом Израиля его связи с Эрец-Исраэль, ее историей и традициями.

В-четвертых, прибывающие в страну по Закону о возвращении и не являющиеся евреями, состоящие в смешанных браках люди последовательно усиливают процесс ассимиляции, и это может коренным образом изменить демографию Израиля.

В-пятых, существует и электоральная проблема. Прибывающие в страну граждане не еврейской национальности не чувствуют за собой ответственности в полной интеграции в израильскую еврейскую культуру и ее традиции, продолжая выбирать именно те политические партии, которые ставят своей задачей превращение Израиля в "государство всех граждан".

Поэтому Закон о возвращении необходимо изменить таким образом, чтобы, начиная с "половинок", претендующих на получение израильского гражданства репатриантов, был введен обязательный трехлетний "карантин" для получения гражданства; прохождение экзамена на иврите по истории, традициям и основным законам еврейского государства и подписание декларации о лояльности еврейскому государству с возможностью отмены гражданства и высылке в страну исхода (по решению суда) в случаях, предусмотренных законодательством Израиля.

Марина Концевая, журналист, редактор новостных программ на радио РЭКА, общественная активистка:

— На мой взгляд, отмена пункта о внуках не просто повредит Израилю в глазах всего свободного мира. Это будет преступление против смешанных семей выходцев из бывшего СССР, учитывая еще и тот факт, что во время Холокоста нацисты, решая так называемый "еврейский вопрос", преследовали не только евреев, но и внуков евреев. Собственно, и Закон о возвращении был основан на этом принципе: спасение и увеличение еврейского большинства в Израиле.

Шауль Житницкий, полицейский в отставке, гид по Израилю:

— Считаю, что Закон о возвращении необходимо изменить. С момента создания Государства Израиль и принятия закона, который отражал суть сионистского проекта, кардинально все изменилось. Как в Израиле, так и во всем мире. В свое время страна принимала всех евреев и неевреев, связавших судьбу с нашим народом, была последним надежным убежищем для гонимых. Но ситуация изменилась. Израиль из слабой бедной страны с низким уровнем жизни, постоянными войнами, неопределенным будущим превратился в державу, привлекательную для жизни. Сегодня нет в мире ни одной страны, включая Иран, из которой евреи не могут выехать, и переезд их, желающих жить в Израиле, – всего лишь несложная бюрократическая процедура. Так или иначе, все, кто хотел приехать в Израиль, сюда приехали. Те, кто чувствует связь с Израилем, но по каким-либо причинам не живет здесь, имеют гражданство и прожили здесь какое-то время, а многие и отслужили в ЦАХАЛе.

Но сидеть и ждать, пока какой-нибудь условный Вася Пупкин не захочет идти воевать, поэтому вспомнит, что у него был дедушка-еврей, и приедет в Израиль, где ему все будет не так и не этак, – последнее дело.

Виктория Мартынова, журналист:

— Я не верю в возможность изменения Закона о возращении. Ни в ту, ни в другую сторону. Это очень удобная политическая карта, так же, как и гражданские браки. Вся эта история только для создания шума.

Закон на самом деле был разработан очень грамотно. До сих пор позволяет сохранять еврейский характер государства – с одной стороны и демократические нормы – с другой. На фоне теракта в Дельфинариуме я много занималась проблемой правнуков евреев. Постепенно, с участием "Новостей недели", проблемы утрясались.

Марина Магрилова (Воробьева), эксперт по въездному туризму, одна из первых израильских гидов на русском языке:

— Нельзя менять Закон о возвращении. Менять надо все, что связано со статусом нового репатрианта. Не сразу давать все права. Необходим экзамен на знание истории народа, на владение языком (для олим до пенсионного возраста), экзамен по ТАНАХу, благодаря которому у нас есть право на возвращение. Чтобы исключить интересантов, этого, думаю, достаточно

Александр Аграновский, пенсионер, журналист, общественный активист:

— Хочу обратиться к внукам евреев. Еврейские внуки и внучки! Возвращайтесь в Израиль! Еврейский ген очень силен! Он сохраняется в человеке, даже если в нем только осьмушка еврейской крови! Сколько талантливых людей в мире, у которых дед или бабушка евреи. И этот внук должен сначала захотеть, а потом иметь возможность стать евреем! Так пусть он им и станет!

Депутаты Кнессета! Не мешайте! Пусть у нас в стране будет больше евреев, хороших и разных! Недавно мой троюродный племянник, у которого только дедушка еврей, приехал по молодежной программе в Израиль и побывал у Стены плача. Раввин Стены Довид пообщался с ним и сказал, что он хороший мальчик и у него все есть, чтобы стать евреем! Я согласен с раввином.

Давид Шехтер, писатель, журналист, в недавнем прошлом – пресс-секретарь Сохнута:

— Количество репатриантов, въезжающих в Израиль на основании пункта "дедушка", составляет считанные проценты от общего числа репатриантов. Никакой угрозы еврейскому характеру Израиля они не представляют. А вот открытие Закона о возвращении к изменениям такую угрозу действительно представляет. Когда начнется обсуждение возможных изменений, арабские партии и их подголоски из левых потребуют распространить этот закон и на потомков арабских беженцев. Естественно, этого никто не допустит, несмотря на то, что левые и арабские партии располагают сегодня более чем 50 мандатами в Кнессете. Но это даст возможность арабским партиям, их подголоскам и антиизраильской пропаганде за границей утверждать, что Израиль вновь проявил себя как расистское государство. Тем самым имиджу Израиля будет нанесен ущерб. Поэтому в нынешней ситуации я считаю какое-либо изменение Закона о возвращении и даже просто обсуждение таких изменений излишним.

Мила Мошкович, пенсионерка, в прошлом – сотрудник Управления народонаселения МВД, автор книги "Мина. МВД Израиля и мошенники из КГБ":

— Важно понять, что речь идет об отмене не закона, а лишь поправки, принятой в 1970 году. В то время она была актуальна, но сегодня один внук еврея завозит в Израиль хвост людей, которые к еврейству не имеют никакого отношения. И как граждане, они сразу имеют право завозить своих матерей, детей и т.д. Их количество исключает идею о создании еврейского государства. Это становится опасным!

Илья Вайсберг, адвокат:

— Думаю, все призывы изменить Закон о возвращении носят чисто популистский характер, звучат обычно в преддверии или сразу после выборов, и я почти уверен, что даже те, кто их озвучивает, занимаются откровенным блефом. Этот закон не может быть изменен, как минимум, по двум причинам, и я начну со второй. Хотя официально Закон о возвращении не считается основным законом, по своему характеру и значению он именно таковым и является. Это значит, что любые попытки его изменить потребуют значительного изменения и других законов государства. Помимо всего прочего, такие изменения будут стоить огромных денег, так что никто на них не пойдет.

Но первая и основная причина заключается в Декларации Независимости, которая провозглашает, что Государство Израиль рассматривает себя как убежище для каждого, кто преследуется за то, что его относят к евреям. Поскольку внуки евреев подпадали под эту категорию, и была внесена поправка, включающая их в Закон о возвращении. И отмене она уже не подлежит.

Елена Римон, лектор Ариэльского университета:

— Вот мы рассуждаем тут о внуках, насколько это этично, симпатично, соответствует и т.д. Но знаете ли вы, сколько внуков, имеющих по нынешнему закону право на возвращение, живут сейчас в России? По статистике Сохнута — 18 миллионов человек! И это, не считая Украину, Молдавию, Казахстан и другие страны постсоветского пространства. Даже если половина семей этих внуков соберется и прибудет к нам — а это очень даже вероятно на фоне событий, происходящих в Восточной Европе, то… Что тут будет? Окраина российского райцентра? Если кто-то очень соскучился по таковому, он свободно может там поселиться, не приобщая к этому увлекательному путешествию все население Израиля…

[nn]

Макс ЛУРЬЕ | ЗОВ ШАСа

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий