Отторжение ирэдзуми

0

У ней следы проказы на руках, у ней татуированные знаки…

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Василий ГОЛОВНИН, Токио

Иллюстрации: IsraGeo.com (создана при помощи нейросети Kandinsky)

Японская татуировка «ирэдзуми» — социальный парадокс: мало найдется стран, где цветные наколки на кожу стали столь тонко разработанным искусством с многовековыми традициями. И при этом тату в Японии вызывают сейчас жесткое отторжение у значительной части общества. «Ирэдзуми» в глазах большинства жителей страны – неприятная тема.

Как и другие тихоокеанские народы, японцы, похоже, с древнейших времен практиковали татуировки в ритуальных целях, для магической защиты от злых сил, для демонстрации социального статуса. Об этом свидетельствуют, в частности, керамические человеческие фигурки времен палеолита. Первые китайские путешественники также констатировали, что жители островов, которые потом стали Японией, украшали себя татуировками.

Но потом произошел перелом. Тату с раннего феодализма стали механизмом борьбы с преступностью – власти наколками метили жуликов и бандитов. Воришкам их делали на руках, убийцам – на лбу. Именно с тех пор татуировки стали отличительной особенностью уголовного мира, признаком блатной лихости или угрожающим сигналом – от этого типа надо держаться подальше.

Однако отношение к тату изменилось после объединения Японии в начале XVII века, прекращения феодальных войн, наступления эпохи относительного благосостояния и невиданного расцвета массовой городской культуры. Одним из ее проявлений стал интернет того времени – ежедневно печатавшиеся цветные гравюры на дереве с текстом и картинками. Все самое интересное, злободневное и увлекательное отражалось на этих оттисках – в их потоке были и иллюстрации к невероятно популярным переводным китайским приключенческим романам. Их героев художники изображали покрытыми невероятными цветными татуировками – с драконами и другими мифическими тварями, фантастическими растениями, тиграми, мистическими религиозными персонажами.

Сложные многоцветные «ирэдзуми» с невероятными композициями стали делать по мотивам этих гравюр, они вошли в моду, хотя несли в себе налет запретности, греховности. Изысканными картинами на коже украшали себя элитные куртизанки. Замысловатые «ирэдзуми» заказывали и их патроны – купцы и самураи, скрывавшие татуировки под одеждой. Однако после революционных перемен во второй половине XIX века и начала тотальной модернизации по западному образцу татуировки стали казаться новым японским властям азиатским варварством. Их запретили, мода под натиском западных веяний ушла в небытие вместе с остатками феодальной городской культуры, и «ирэдзуми» выжили только в закрытом для посторонних блатном мирке якудза.

В современной Японии татуировки жестко ассоциируются с уголовщиной. В моем фитнес-зале висит объявление, запрещающее демонстрацию «ирэдзуми». Если они есть – скрывайте под длинными рукавами или рейтузами. В бани и сауны, в заведения с горячими источниками людей с наколками тоже, как правило, не пускают. Впрочем, запреты стали расшатываться – поначалу в связи с резким нарастанием числа туристов из-за границы.

Европейские и американские женщины и мужчины запросто разгуливают по Токио с татуировками на руках, ногах, на шее. Поначалу это шокировало местное население, но затем японцы привыкли к причудам иностранцев. Более того, владельцы бань и горячих источников стали поднимать вопрос о том, чтобы снять запрет на татуировки хотя бы для заморских клиентов. Судя по всему, явочным порядком процесс уже пошел.

Сами японцы, правда, по-прежнему остаются нацией, фактически свободной от татуировок. В Японии есть, конечно, тату-салоны, однако «ирэдзуми» не принято демонстрировать публично. Впрочем, как говорят, тату стали входить в моду среди части молодежи – причем не свое родное буйное «ирэдзуми», а более сдержанные наколки в европейском стиле. О размахе этого явления свидетельствует бурная лоббистская деятельность одного из депутатов парламента Японии, бывшего офицера. Он выступает за отмену запрета на прием в вооруженные силы лиц с татуировками.

«Нет ничего страшного в тату в виде цветочка или собственного имени», — убеждает своих коллег-законодателей этот политик.

* * *

Ирэдзуми — искусство японской татуировки, характеризующееся особым стилем нанесения, сообщает Википедия. Основной тематикой являются герои и сюжеты японской культуры, которые формировались под влиянием верований жителей Японского архипелага, а также синтоизма и буддизма. Первоначально изображения были наделены сакральными свойствами. Они защищали их владельца от зла, наделяли характеристиками (мужество, смелость и т. д.) и помогали в достижении различных целей.

На протяжении своего развития ирэдзуми кардинально меняло свое значение. Основываясь на исторических источниках, можно выделить основные периоды.

Период Яёй (III до н. э. — конец III века н. э.). Наиболее ранним упоминанием является Китайская «Хроника трех царств» (конец III века н. э.). Согласно данному источнику, айны наносили изображения на все тело, которое защищало их от проклятья бога моря. Появление таких нательных рисунков было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, у Японии, как и у многих народов Океании, не было острой потребности в одежде, в отличие от большинства народов Евразии. Во-вторых, море всегда являлось для Японии основным источником ресурсов, поэтому справедливо заметить, что первые поселенцы выделяли море, как главное божество.

Период Кофун до периода Эдо (с конца III века н. э. — до XVII века н. э.). В отличие от первоначальной концепции, новым предназначением ирэдзуми стало выделение преступников среди законопослушных граждан. Ключевыми участками тела в данном периоде являлись лицо и части тела, которые с учетом жаркого климата были бы видны окружающим. Одним из подтверждений является указ 720 г. н. э.: «Император вызвал к себе Хамако Мураи о Адзуми и сказал: повелеваю вам говорить о поднятии восстания, чтобы свергнуть государственный строй. Это преступление карается смертной казнью. Я милую вас от смертной казни и приговариваю к татуированию». Такое отношение к искусству японской татуировки просуществовало до конца 17 века.

Период (XVIII век н. э. — 1868 год). С конца 17 века и до 1868 года татуировка стала обязательным атрибутом модного и современного человека. Нет письменных доказательств, описывающих предпосылки изменения общественного мнения. Широко распространена точка зрения, что такие тенденции сформировались под желанием преступников скрыть свое позорное прошлое. Сначала продвинутые молодые люди избегали зон, которые могли поставить под вопрос их добропорядочное поведение, но со временем такое отношение стало пережитком прошлого. В данный период татуировки получили наиболее широкое распространение среди разных слоев населения, что, безусловно, повлияло на культурное значение ирэдзуми.

Период Мэйдзи до Севы (1868—1948). С 1868 до 1912 японское правительство активно интегрировалось в международные процессы. Так как Япония стремилась проявить себя цивилизованной страной, был издан официальный запрет на несение татуировок. Именно в данный период татуировки стали одним из ключевых атрибутов якудзы. Такой запрет продержался до 1948 года. Почти столетнее табу на нанесение перманентных рисунков существенно преобразовало общественное мнение, однако несмотря на полную легализацию, большинство японцев до сих относится к ирэдзуми, как к атрибуту уголовного мира.

Современная Япония и ирэдзуми. В современной Японии большинство общественных мест, предполагающих полное или частичное оголение туловища, относятся критически к ирэдзуми. В зависимости от политики конкретного заведения (чаще всего это бани) клиенту с перманентными изображениями может быть даже полностью отказано в предоставлении услуг, хотя на законодательном уровне такой вопрос никак не урегулирован.

Наиболее строгой мерой, которой были подвержены японцы в 21 веке, стала кампания мэра Осаки Тору Хасимото против татуированных работников. Позже была опубликована статья о его деятельности:

«Его миссия заключается в том, чтобы заставить правительственных служащих признаться в наличии на теле татуировок. Если у них есть, они должны удалить их или найти работу в другом месте.»

Его убеждения в целом хорошо приняты публикой, особенно большими компаниями, боящимися татуировок".

Такое негативное отношение повлияло на спрос на услуги мастеров ирэдзуми. Если не учитывать тату-салоны, расположенные в туристических зонах, то традиционных мастеров в Японии насчитывается около 300 человек. Их услуги больше востребованы среди иностранцев, чем среди местного населения. Цена за ирэдзуми на всю спину может достигать 10000 долларов, и очередь к настоящим мастерам может формироваться на несколько лет вперед.

Каким бы ни было отношение к традиционным японским татуировкам, большинство людей отдает дань уважения этому культурному явлению. Известен факт, что на черном рынке можно приобрести кожу со спины члена якудзы с ирэдзуми. При оценке такого эксцентричного арт-объекта учитывают статус усопшего, а также мастера, который наносил чернила.

В других странах японские традиционные татуировки утратили свое мистическое значение, а также исторический контекст. Ирэдзуми стала еще одним стилем, заняв достойное место рядом с такими классическими жанрами, как Олд скул, Нью скул, акварель и т. д. Ключевыми элементами становятся не сакральные мотивы, а технические средства, особенности композиции, толщина линий и т. д.

В подзаголовок вынесены строчки из стихотворения Веры Инбер "Девушка из Нагасаки"

Можно ли найти гейшу в Тель-Авиве?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий