Барклай где, Толик?

0

В Риге демонтировали памятник уроженцу латвийской столицы Барклаю де Толли. Он будет возвращен бизнесмену Евгению Гомбергу, по предложению которого скульптура, утерянная во время Первой мировой войны, вернулась на пьедестал и вызвала неприязнь у многих горожан как символ российского колониализма

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

В Риге демонтировали памятник российскому полководцу Барклаю де Толли (1761-1818). Об этом на своей странице в соцсети X (бывший твиттер) сообщил мэр Риги Вилнис Кирсис.

Он выложил несколько фотографий демонтажа памятника и написал, что "площадь Эспланада освобождена от символа русского империализма".

Памятник Барклаю де Толли находился в парке напротив здания правительства Латвии. В середине октября Рижская дума решила снести статую полководца, против этого выступил Совет по памятникам при Рижской думе.

Полководец шотландско-немецкого происхождения указывал, что он родился в этом городе.

Во время Первой мировой войны, в 1915-м, статую демонтировали, чтобы эвакуировать из Риги, после чего она была утеряна (подробности об этом см. ниже). На месте памятника остался только постамент. В 2002 году по предложению предпринимателя Евгения Гомберга на нём установили копию памятника. В 2024 году постамент несколько раз обливали краской.

После демонтажа статую планируют вернуть предпринимателю Евгению Гомбергу, сообщает Радио Свобода со ссылкой на Delfi.

После полномасштабного военного вторжения России в Украину в Латвии начали сносить памятники, исторически связанные с Россией. В 2022 году в Риге был снесён установленный во времена СССР памятник воинам советской армии. До этого монумент защищал подписанный Латвией и Россией договор. Парламент страны приостановил его действие в одностороннем порядке. Следственный комитет России в ответ возбудил уголовное дело. В 2023 году был демонтирован памятник поэту Александру Пушкину, который стоял в парке Кронвалда.

* * *

Дополнительные сведения о памятнике можно почерпнуть в Википедии.

Памятник Барклаю-де-Толли — скульптурный монумент российскому полководцу, военному министру Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, который был установлен в Риге в 1913 году по случаю столетия с даты окончания войны с армией Наполеона Бонапарта.

Решение о создании и установлении памятника на территории Эспланады было принято Рижской думой (градоначальник Джордж Армитстед). На работы по увековечению памяти Барклая-де-Толли муниципальные власти выделили 25000 рублей; такая же сумма была собрана в качестве народных пожертвований. Рижская городская дума опубликовала специальный доклад, в котором привела историческое обоснование установке памятника в Риге.

Особую значимость памятнику придавал факт исторической и генетической связи прославленного генерал-фельдмаршала с Ригой и Лифляндией. Например, двоюродный брат Михаила, Август, занимал должность городского советника при Большой гильдии, а по прошествии некоторого времени получил пост бургомистра и принимал активное участие в деятельности Рижского рата. Дед Михаила Барклая-де-Толли, Вильгельм, также занимал должность юриста при магистрате — его герб помещён в музейную экспозицию рижской церкви Святого Петра. Отец, Богдан Барклай-де-Толли, родившийся на территории Лифляндии, «приобрёл дворянское достоинство чином офицерским». Сам Михаил Богданович Барклай-де-Толли несколько раз упоминал в письменных источниках, что родом из Риги, хотя и сегодня сведения о точном месте рождения полководца разнятся.

На конкурс было представлено 43 проекта различных авторов из Петербурга, Москвы, Парижа, Риги и ряда городов Германии. Таким образом, конкурс на лучший проект приобрёл международный характер, а будущему памятнику придавалось большое историческое значение. Комиссию по оценке предложенных проектов возглавлял главный городской архитектор Рейнгольд Шмелинг.

Члены жюри единогласно присудили победу берлинскому скульптору Вильгельму Вандшнайдеру, который предложил скульптурную композицию с изображением военного деятеля с задумчивым лицом, с выражением достоинства и благородства. Автор предложил три варианта проекта, и в итоге получил денежную премию, а также разрешение на начало скульптурных работ. Затем проект был отправлен на экспертизу в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где прошло академическое обсуждение будущего памятника, по итогам которого были предложены некоторые коррективы в первоначальный замысел. Например, эксперты сочли необходимым поменять меч, который должен был находиться в руках у Барклая-де-Толли (символ военных действий, сражения, противостояния), на жезл (эмблему мира, процветания, гражданской власти). Михаил Барклай-де-Толли одет в военный гражданский костюм, он «глядит мужественно и просто вперёд» (газета «Рижская мысль»). В публикациях по поводу проекта памятной композиции отмечается, что автор сумел придать скульптуре ощущение благородства и величия, в то же время композиция не лишена правдивости и естественности.

9 сентября 1912 года состоялась официальная церемония закладки памятника, которая была приурочена к торжествам по поводу юбилея Отечественной войны 1812 года. В мероприятии приняли участие представители военной и гражданской администрации города, члены различных культурно-общественных организаций, а также широкие массы населения Риги.

Памятник был открыт 13 октября 1913 года. Военный деятель представлен во весь рост, с фельдмаршальским жезлом в правой руке; на голове у него треуголка с султаном, которая как будто немного надвинута на глаза, что придаёт лицу полководца выражение величественности. Постамент был изготовлен в Финляндии, а сама бронзовая скульптура была отлита в Германии.

Существовала легенда о том, что в основание памятника была заложена памятная капсула с посланием потомкам, со словами благодарности русским солдатам, однако при реконструкции постамента в 2002 году капсулы обнаружено не было.

Памятник простоял до начала военных действий Первой мировой войны, когда по решению военных ведомств Прибалтийского края началась масштабная эвакуация памятников культуры, заводских предприятий, школ и высших учебных заведений в связи с наступлением кайзеровской армии на территории Лифляндской губернии. В июле 1915 года по принятому решению бронзовая статуя была вывезена из Риги. В дальнейшем её планировалось поместить на Интендантский склад в Москве, где должны были храниться эвакуированные художественные ценности.

Известно, что памятник Барклаю-де-Толли был вывезен по железной дороге, однако сведений о том, что он добрался до Интендантского склада, найти не удалось. Скульптура безвозвратно затерялась либо во время войны, либо уже после Октябрьской революции.

В 2001 году предприниматель Евгений Гомберг решил установить точную копию памятника Барклаю-де-Толли на собственные средства. В Музее истории Риги и мореходства (в закрытом фонде) сохранился небольшой гипсовый макет авторской работы, что существенно облегчило задачу по восстановлению бронзовой скульптуры, поскольку на макете отображались мельчайшие детали внешнего вида. Однако копия намеренно несколько отличается от известного по фотографиям оригинала, представляющего полководца в конце жизни.

«Все памятники Барклаю, а их, кажется, одиннадцать, изображают его в преклонном возрасте, хотя он прожил 56,5 лет, — отмечает Евгений Гомберг. — Мы решили его омолодить, в конце концов, не всю жизнь он был пожилым, первую боевую награду получил за штурм Очакова в 28 лет».

Настроение нового монумента отражает письмо Барклая, написанное в ночь 22 сентября 1812 г., перед вынужденным отъездом из армии.

«Настоящее против меня, и я принужден покориться. Настанет время хладнокровного обсуждения всего случившегося — и это время отдаст мне должное. Я ввел колесницу на гору, с горы она скатится сама при малом руководстве. Мой труд, мой памятник налицо: сохраненная, снабженная всем необходимым армия, а перед ней расстроенный, упавший духом противник».

Воссоздание скульптурной композиции осуществил петербургский скульптор, ученик Михаила Аникушина Алексей Мурзин. Лицо было сделано с посмертного (1829 г.) портрета Барклая-де-Толли из Военной галереи Зимнего дворца кисти Джорджа Доу. Лицо и руки полководца вылепил коллега Алексея Мурзина Иван Корнеев. В сравнении с оригиналом памятника, который был «югендстильно „зализан“», Мурзин и Корнеев сделали копию в технике, которую Аникушин называл «трепетной лепкой»: на поверхности остаются следы пальцев скульптора.

С подачи историка Феликса Талберга было сделано ещё одно отступление от оригинала: в расположении орденов на груди полководца, среди которых после второго по старшинству сразу шёл четвертый. Ныне эта ошибка столетней давности исправлена.

До наших дней сохранился пьедестал памятника из светло-серого гранита, который всё это время располагался на своём историческом месте — в маленьком цветочном сквере на Эспланаде, между православным Христорождественским собором и улицей Элизабетес. В ходе восстановительных работ пьедестал был обновлён латвийским мастером-камнерезом Иварсом Фелдбергсом.

Церемония открытия копии памятника состоялась 2 июля 2002 года. В соответствии с решением Рижской думы он был установлен «временно», на полугодичный срок — до 31 декабря 2002 года. Его дальнейшее существование зависело от количества положительных комментариев в специальной книге отзывов жителей Риги и гостей. Против установки памятника публично высказались некоторые высокопоставленные лица государства, в том числе президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга:

«Садовые гномы, фламинго, любые военачальники, да вообще кто угодно — всякий человек волен устанавливать их скульптурные изображения на своей земле или у себя дома».

В 2006 году эта цитата из Вике-Фрейберги не без иронического подтекста была отражена на латышском и английском языках на памятной табличке на постаменте копии памятника Золотому рыцарю во внутреннем дворе здания по улице Вальню, 3, который тогда принадлежал Евгению Гомбергу (в 2022 г. перевезен в Юрмалу).

17 декабря 2002 года Рижская дума приняла окончательное решение — оставить скульптуру на постоянной основе.

10 октября 2024 года Комитет по финансовым и административным вопросам Рижской думы принял решение демонтировать несколько памятников, включая монумент генерал-фельдмаршалу Михаилу Барклаю де Толли. Инициатором сноса памятника стал вице-мэр Риги Эдвард Ратниекс. Он назвал памятник "знаком прославления Российской империи и восхваления русификации". Помимо монумента русскому военачальнику, в пакет на демонтаж вошли памятники латышским советским писателям Андрею Упитису и Судрабу Эджусу, а также мемориал защитникам острова Луцавсала, установленный в честь 400 российских гренадеров сторожевого отряда армейского корпуса князя Репнина, геройски погибших в июле 1701 года в одном из эпизодов прибалтийской кампании Северной войны .

* * *

Корреспондент журнала "ИсраГео" Лилиана Блуштейн в связи с этой историей вспомнила, как еще подростком, оказавшись у памятника полководцу на Казанской улице в Ленинграде, придумала стишок про своего одноклассника:

"Потерялся друг мой, Толик.

Вдруг смотрю: на постаменте

Тот стоит, исполнен воли,

Словно он один на свете.

Я, скандала не желая,

И при том смеясь до колик,

Вопрошала у Барклая:

"Эге-гей, Барклай, где Толик?"

Горд собой Барклай де Толли,

И молчит – такой жестокий.

Ну точь-в-точь как друг мой Толик,

Коль не выучил уроки".

Очень скоро словосочетание "Барклай, где Толик?" или вариант "Барклай где, Толик?" (более подходящее к сегодняшней рижской ситуации), понравившееся одноклассникам будущей журналистки, выпорхнуло за пределы школы и ей довелось его слышать от незнакомых людей. Впрочем, нельзя исключать, что это лежащее на поверхности созвучие пришло в голову еще кому-то.

Всё остается в семье Маршаков

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий