Ася ЭНТОВА | Квадратура круга и Закон о возвращении

0

Жизнь — она круглая, а государственные законы —  квадратные, в том смысле, что закон должен очень четко по фактическим и объективным критериям определять, какой случай  подходит под него, а какой нет. В то же время наша жизнь устроена динамически и расплывчато, и субъективные факторы в ней иногда важнее, чем объективные. Что делать в такой ситуации?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Это напоминает математическую задачу квадратуры круга — то есть построения квадрата с площадью равной площади круга. В теории она не имеет решения, но создание квадрата с площадью, приближающейся к площади круга, — это полезная практическая задача, которая должна учитывать реальные возможности измерения и требуемую точность приближения.

Так и законы должны писаться "с приближением" к жизни, то есть с учетом практических ситуаций.

Именно этим и должны заниматься хорошие законодатели, пытаясь учесть в законе побольше общих жизненных случаев и учитывая, что всегда неизбежно останется некоторое количество исключений, которые в этот закон никак не вписываются. И если меняется жизнь, необходимо менять и закон.

  1. ПЕРВАЯ КВАДРАТУРА: ПОПРАВКА К ЗАКОНУ О ВОЗВРАЩЕНИИ

Израильский "хок а-швут" — Закон о возвращении (в сокращении ЗОВ), утверждет право каждого еврея репатриироваться в еврейскую страну.

В первоначальной редакции ЗОВ, принятого в 1950 году и подписанного, в частности, Бен-Гурионом, сказано, что репатриантом может считаться любой желающий жить в Израиле еврей и приехавшие с ним члены его семьи.  Еврей определяется в законе как тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр, и кто не принадлежит ни к какой другой нееврейской религии. Ни о "корзине абсорбции", ни о гражданстве в ЗОВ ничего не сказано.

О гражданстве говорится в принятом в 1952 году Закону о гражданстве. Там указано, что репатриант имеет право получить гражданство Израиля. В этом законе кроме репатриации предусмотрены и другие возможности натурализации, то есть получения израильского гражданства.

Однако жизнь меняется и приходится менять законы. Блестящая победа Израиля в Шестидневной войне вдохновила советских евреев на борьбу за выезд в свою страну. Все эти люди обладали сильной национальной идентификацией, ведь они хорошо  понимали, что рискуют оказаться вовсе не на Ближнем, а на Дальнем Востоке. Да, среди них было некоторое количество неевреев по Галахе, но люди, решившие в то время идти на такой большой риск, однозначно считали себя евреями и сионистами. Власти ставили всяческие препоны выезду и зачастую разрешали репатриацию только некоторым членам семьи. Если главу семьи объявляли "невыездным", то дети в смешанных семьях тоже надолго застревали "в отказе".

В результате в 1970 году законодатели сочли нужным принять поправку к ЗОВ, дающую права репатрианта также тем, у кого отец или дед еврей, даже если они приезжают в Израиль без самого родственника-еврея. Эта поправка вошла в закон как параграф 4-алеф.

В свою очередь репатрианты из демократических, открытых для выезда стран тоже были  идеологически мотивированы и обладали четким национальным самосознанием. Ведь Израиль тогда еще не был настолько экономически развит и привлекателен, как сегодня. Арабский террор не ослабевал, и каждые несколько лет стране приходилось воевать. Променять европейское или американское благосостояние на трудную израильскую жизнь стремились только те, кто очень хотел жить в еврейской стране. Поэтому можно было не опасаться, что из-за этой поправки в Израиль приедут люди, чуждые еврейству.

Израильтяне по паспорту

  1. ВТОРАЯ КВАДРАТУРА: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С ТЕХ ПОР, И ПОЧЕМУ ПОПРАВКА УСТАРЕЛА

Сегодня со времени внесения упомянутой поправки прошло ровно полвека, а со времени падения советской власти — почти 30 лет. На постсоветском пространстве давно не существует ни политических, ни экономических препятствий для репатриации, и большинство евреев, имеющих четкую национальную идентификацию и стремившихся жить в своей стране, давно могли это осуществить. Оставшиеся в рассеянии еврейские  общины, если они не религиозные, стремительно подтачивает ассимиляция. Шутка "сегодня еврей не тот, у кого родители евреи, а тот,  у кого дети остались евреями" говорит о проблеме лучше любой статистики.

За это время Израиль по благосостоянию догнал и перегнал многие европейские страны, а они, в свою очередь, догоняют его по опасности пострадать от террора. Давно устарел стереотип Израиля как страны-убежища, в которой необходимо потесниться, чтобы дать приют и спасение национальной родне. Сегодня Израиль привлекает многих не самой возможностью жить в еврейской стране, а другими, гораздо более меркантильными соображениями. В свою очередь, "постсионистские" настроения в Израиле не оставляют возможности "переварить" всю массу мигрантов, приехавших по политическим или экономическим соображения, но не имеющих еврейской идентификации. Проблема заключается не только в том, что трудности абсорбции у таких людей не компенсируются ощущением возвращения на родину. Кроме материальных проблем, у не чувствующих себя евреями мигрантов возникает и моральная проблема, которую отмечают психологи:

"С одной стороны, их заверили в том, что они полноправные граждане, как все, и они действительно получили все возможные права, гражданство и материальную помощь. С другой, они обнаруживают, что психологический климат в Израиле все еще требует от человека самоидентификации с еврейством в виде личностного выбора… Но если такой самоидентификации нет, то само пребывание в качестве полноправного гражданина в еврейском государстве создает у него ощущение насилия" (Вадим Ротенберг, "Еще один серьезный аспект Закона о Возвращении")

"Данные проблемы эксплуатируются секторальными и антисионистскими  политиками, подстрекающими этих людей не к интеграции, а, наоборот, к обособлению, и разжигающие у них чувство недовольства. Надо ли удивляться после этого, что в последнее время в Израиле стали появляться  граффити свастики или явно антисемитские высказывания в соцсетях" (Елена Римон, "Русский антисемитизм в Израиле").

Уже более двадцати лет идут обсуждения того, что поправка от 1970 года устарела, и для приближения закона к жизни стоило бы ее отменить. В 2002 году в кнессете был подан такой законопроект, но его не приняли. 26 августа депутат от партии "Ямина" Бецалель Смотрич подал законопроект об изменении ЗОВ, в котором предлагал отменить не весь параграф 4-алеф, а только возможность репатриации неевреев во втором поколении. Часть поправки от 1970 года, касающаяся неевреев первого поколения, приезжающих без еврейского отца, остается без изменения. По-видимому, Смотрич поступил так, чтобы его предложение не выглядело слишком радикальным, но это не уберегло его от уничтожающей критики так называемых "защитников алии". В результате пока рассмотрение законопроекта приостановлено.

  1. ТРЕТЬЯ КВАДРАТУРА: РЕПАТРИАНТЫ, МИГРАНТЫ И ЧУВСТВО РОДСТВА

Если в прошлые века национальная принадлежность была жестко сцеплена с этнической и религиозной, то сегодня ее гораздо больше определяет субъективная самоидентификация. И если этническое происхождение можно хоть в какой-то степени объективно проверить, то самоидентификация — это материя неуловимая и динамически изменяющаяся. Даже экзамен на знание иврита и еврейской истории или клятва верности Израилю не может гарантировать у человека национального самоопределения. Поэтому закону и приходится делать "квадратуру круга" и ставить четкие границы там, где существует только размытые множества и статистическая вероятность.

Юрий МООР | Пусть ЗОВ и ныне будет там!

В свою очередь и готовность израильского общества  потесниться, принять репатрианта  и предоставить ему немалую материальную помощь держится на  многотысячелетней национальной традиции, в которой еврей — это этническое происхождение или гиюр.

ЗОВ не спрашивает, полезен ли нам вновь прибывший, проникнут ли он сионистской идеологией и насколько сильно в нем национальное самоощущение. Еврей воспринимается как свой, а родню приходится так или иначе терпеть, независимо от ее качеств. Но родственные чувства могут не распространяться на дальнего родственника, особенно если до сих пор он это свое родство никак не афишировал. Именно поэтому аутентичный ЗОВ говорит только о евреях.

Абсолютно неверно расценивать желание вернуть закону первоначальный вид как борьбу "за чистоту крови" или как пренебрежение стремлениями неевреев с еврейским самосознанием стать интегральной частью нации. Такую трактовку навязывают нам дельцы от политики, шкурно заинтересованные в громком скандале, а вовсе не в защите интересов алии (как правило, они же выступают против выселения из страны незаконных африканских мигрантов, от которых часто страдают сами репатрианты).

Люди, не подпадающие под Закон о возвращении и желающие приехать в страну, могут сделать это по иммиграционному закону. Да, они не получат в аэропорту израильский паспорт, медстраховку и "корзину абсорбции", но со временем могут пройти натурализацию по упомянутому выше Закону о гражданстве. Для тех же, кто хочет стать евреем, соблюдающим заповеди, всегда открыт институт гиюра.

[nn]

"Эфиопский" козырь: кто больше?!

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий