Ветер за плечами, или  Олимп не говорит  по-английски

0

Вот и закончился марафон, имя которому конкурс Евровидения.  Два года прошло после встречи в Тель-Авиве, после «разбора полетов» Мадонны, критики нарядов ведущих, цен на воду и бурекасы в  пресс-центре. Нет, что это я?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Инна ШЕЙХАТОВИЧ

Главным, конечно, была победа Дункана Лоуренса из Нидерландов, и именно она привела Евровидение в Роттердам, и сделала нас свидетелями и участниками красивого праздника.

Были тут и разные паутинные маневры, и обиды, и скандалы, — чего стоит преследования, которым подверглась участница  от Кипра, которую в ее стране травили за песню о дьяволе. Или россиянка Манижа, об которую только ленивый соотечественник не вытирал ноги в период подготовки, от колхозников до думских деятелей. А потом – вдруг (!) – все застонали от гордости за страну  («какой  месседж», «оригинальность», «харизма»…).

И мне очень милы разные толкователи, которые швыряются в Фейсбуке фразами типа «отстой, я бы это все отменил», или «разве это песни, мне  ничего не зашло…». Или «…кто-то еще смотрит трансгендервидение?»… Ах, как мне по сердцу товарищи-господа, которым, чтобы высказать бездну смыслов, нужна пара слов, да и те из репертуара детсадовца среднего уровня…

Но поговорим о хорошем. Праздник получился! Меня очень впечатлило, что символом, связующим элементом  демонстрации участников стал дом.  Или это избушка, палатка, будка, прозрачная, из стекла (дом всегда на сквозняке, его покой призрачен, — словно говорят нам организаторы). Дом на мосту, под которым идет проезд, в пустыне, среди гор, у подножия водопада.  В доме – книги, фотографии, гитара или скрипка. Душа живет в доме. Есть повод задуматься. Хорошо сделано,  со вкусом. И подача ведущих  тоже очень достойная, интеллигентная, добрая.

Такой вечер бывает раз в году – и организатора проявили достойную заботу  о том, чтобы  он запомнился. Сразу отметим, что профессиональное отношение, патриотизм, симпатии к соседу, злость на исторического врага так или иначе в жизни присутствуют. И часто руководят поступками и мнениями. И от этого не уйти. Но все равно нормальные критерии, разум и логика могут победить. Если отбросить ксенофобию и все прочие  ужасы нашего городка.

Букмекеры (а эти достойные люди наверняка советовались, консультировались со специалистами по вопросу, простым методом тыка или ориентацией на свои отдельно взятые вкусы тут не обойдешься…) высказывали в своих прогнозах почти то, что и получилось в результате.

Израильский композитор, пропагандист музыки, человек с широкими взглядами и вкусом, который не ориентирован на клише, мнения большинства  или политкорректность,  написал в интернете, что ему нравится композиция украинской группы  Go_A, которая называется «Shum», она ему напомнила «Весну священную» Стравинского, этот  языческий, первобытный, раскованный пляс, обряд, размах природных сил. Выступление украинских участников было захватывающим.

А знаменитый  израильский дирижер, музыкальный руководитель нашей оперы и симфонического оркестра Ришон ле-Циона, музыкант с именем и авторитетом Дан Эттингер  резко высказался о музыке, которая звучала в ходе конкурса. Высоко оценив только швейцарского вокалиста, прекрасного Джона Мухарремая.  Оно и понятно: попса во всех ее видах и формах  серьезного музыканта пугает, она ведь не решает  самых главных  вопросов бытия.

Хотя – если быть справедливыми – темы бывают очень серьезными и  актуальными.  Как равноправие женщин, опасность абьюзивных  отношений, потери, одиночество…  А швейцарский участник показал  в своей балладе культурный вокал, оригинальность стиля, живую  энергетику.

Француженка Барбара Прави выступала страстно, горячо, будто только после просмотра «Жизни в розовом цвете», фильма Оливье Даана.  «Я хочу, чтобы меня любили,»- умоляла она со сцены Роттердама.  На французском. И ее услышали. Хотя ее студийная запись очень отличалась от живого пения.

Израильтянка Эден Алене справилась с задачей. И я говорю это не от избытка патриотизма.  Она объективно показала все, на что способна. Пела достойно, выглядела хорошо. В какой-то момент была ровнее, увереннее, в какой-то – дрогнула, но в целом певица  обаятельна и музыкальна.  Песня мне активно не нравится, этакая «попса в квадрате». На нетребовательных детишек рассчитанная. Я помню и гораздо более яркие выступления наших певцов. Как, скажем, Ахиноам Нини и Мира Овад на конкурсе в Москве… Тогда был очень важный, гуманистический посыл, призыв к миру и дружбе – и очень хорошее исполнение.

Но все это к Эден не относится. Она никого никуда не призывала. Она и с простенькой песней для дискотеки боец. Ей было очень сложно  – и вы знаете, почему. Она  справилась. А место – в итоге Эден заняла 17 строчку в итоговой таблице конкурса – не есть единственная цель. Этого никогда не понимали российские комментаторы и специалисты по Евровидению. Они  чаще всего говорят  о других, не своих участниках «соперники нашего… или нашей…». И в этот раз было так же.  «Соперники Манижи» — так именовали всех соревнующихся артистов толкователи в  российских СМИ. И — ладно. Что с ними поделаешь.  Будем считать это особенностью темперамента. Или чем-то  еще.

К слову, номер Манижи был похож на отдельный проект, спектакль, призванный убить наповал. Там тебе и особые эффекты, и огромная кукла на русский самовар, и узоры, и народные промыслы, и женские лица на стене – всего много и масштабно. И слова «Встала и пошла» несут энергию и забытую гордость матриархата.  Оригинально – но не трогает почему-то. Хотя – девятое, достойное место в результате и много шума вокруг.

Представительница  Мальты, отважная, музыкальная  Дестини, была одной из фавориток букмекеров. Ее особенный, сочный и мощный, практически без ограничений, ровный  по всему регистру, голос был без преувеличения самым  серьезным аргументов, явной заявкой на победу. Почему же не стала победительницей? Почему такой голосовой материал не вызвал отклика большинства? Не судьба. Интересно, что все победители – группа из Италии, французская дива «а ля Пиаф» и швейцарский романтик —  пели на родных языках. Что интересно, колоритно  и очень показательно для нынешнего, 65 –го, конкурса. Есть в этом какой-то особый знак.

Немец Хендрик, занявший предпоследнее место, пел прилично. Да и англичанин, заключающий турнирную таблицу, и не получивший ни одного балла, вполне достойны доброго слова. Мое слово им не  утешение, но все же…

Выиграли итальянцы. Четверка Maneskin. Безбашенные и полностью растворившиеся в песне. В крике, в призыве. Они пели на итальянском о крыльях за плечами, восковых, как у Икара, который достиг солнца  и упал. И о том, что все мы разные, и о том, что люди часто говорят  о том, чего не понимают.  Мир отреагировал. Мир проголосовал. Завистники и мракобесы нервно курят в сторонке. Кто-то кричит, что у них «прикид из секс-шопа» и такие, как эти итальянцы виноваты в демографической катастрофе… Бедняги, эти критики, от боли за демографию  совсем крыша поехала.

Психология «мне не нравится,  значит это плохо (ужасно, опасно,  надо закрыть) – плохой, вредный советчик. Сколько  зла люди  принесли, ориентируясь на этот критерий. Подобный эгоизм, волюнтаризм  опасен, бесчеловечен. Смешон. Счастье, что его кабала, тирания, взгляды обывателей, мракобесов    пока не победили. Сегодня – вроде нет.  Во всяком случае — пока.

Гуд бай, "Евровидение"!

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий