"Надо переломить ситуацию…"

0

Кто и за что убил в столице Эстонии одного из ведущих специалистов в области редкоземельных металлов?

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Марина ХЮТТ, Бат-Ям

 

Шестого сентября 2000 года в лифте своего дома в Таллине двенадцатью пулями в голову была убита моя мама – Галина Исааковна Хютт, ученый, кандидат физико-математических наук, доктор геолого-минералогических наук, почетный профессор Берлинского, Мюнхенского, Тартуского и Московского университетов, общественный деятель – моя мама. Убийц не нашли до сих пор. А может быть их и не искали… Было много версий и предположений о причинах этого зверского преступления. Одно из них – ее открытия в области редкоземельных металлов.

…Она родилась 17 февраля 1937 года в Одессе, в небогатой еврейской семье. Для ее мамы, Люси, это были вторые роды. За год до рождения мамы, не прожив и пяти лет умер первый ребенок – девочка Эрмина. Люся работала в Одесском оперном театре, играла на фортепиано. Но после смерти дочери оставила музыку.

Когда началась война, Люся с маленькой Галей и бабушкой Малкой попали в Казахстан, в село Макенка. Люся работала в поле, и ждала своего любимого мужа – Юзю, который был в армии. Не дождалась…

После окончания войны моя мама, вместе с мамой и бабушкой, вернулась в Одессу. Пошла в школу. Учеба ей давалась очень легко. Она была душой класса, всегда заступалась за обиженных, остро чувствуя (и это осталось на всю жизнь) несправедливость.

Аттестат она получила с одной "четверкой" – по литературе. Оценка была снижена… "за многословие". Мама Люся не сомневалась, что ее Галочка поступит в медицинский институт… Однако в приемной комиссии думали иначе. И Галочка, успешно сдавшая все экзамены, не увидела свою фамилию в списке поступивших.

Отчаянию мамы не было предела, но Галочка сказала: "Надо переломить ситуацию!" и уехала в Тарту, в Эстонию. Вступительные экзамены в университет уже начались. Но моя мама добилась приема у ректора и сказала ему: "Если вы допустите меня к экзаменам, то никогда не пожалеете об этом. Я буду знаменитым ученым…" Ректор заглянул в огромные зеленые глаза семнадцатилетней девочки и… поверил ей.

Галина Коз (девичья фамилия мамы) стала лучшей студенткой. На втором курсе она "по сумасшедшей любви" вышла замуж. В жизни, казалось, все складывалось отлично. Но судьба бросила ей первый вызов. Умер ее первенец – сын Арик, Ариэль. "Я не буду плакать, — сказала она смахивая слезу, — надо переломить ситуацию". Через четыре года родилась я.

Потом она защитила кандидатскую и докторскую диссертацию, стала почетным профессором нескольких университетов, писала научные работы, преподавала, готовила аспирантов – своих учеников.

В дни Чернобыльской катастрофы профессор Галина Хютт была одной из первых, кто приехал в город Припять. Она возмутилась тем, что размеры и последствия катастрофы сперва замалчивались. Пыталась "достучаться до верхов", писала письма: "Там же люди! Вы не представляете последствия взрыва. А я, физик, их понимаю и хорошо их представляю". Потом полетели письма в Кремль с требованием разрешить советским ученым-евреям свободно выезжать и читать лекции в западных университетах. Ей пытались заткнуть рот, но не смогли. После провозглашения независимости профессору Галине Хютт дали эстонское гражданство "за вклад в эстонскую науку", стали выпускать за рубеж.

Профессор Галина Хютт работала и в Иерусалимском университете. Методом радиоуглеродного анализа она определяла возраст найденных во время археологических раскопок артефактов. Но главной сферой ее научных интересов были редкоземельные металлы.

Моя сильная мама всегда "ломала ситуацию" в свою пользу. Но шестого сентября 2000 года не смогла…

…Прошло восемнадцать лет. И только сейчас я пытаюсь "переломить ситуацию". Не получается, пока… И я решила написать ей письмо.

ПИСЬМО МАМЕ

"Здравствуй, мама! Это я, твоя Машка, Машуня. Тебя нет со мной уже много лет, но я чувствую твою защиту, твою заботу…

Помнишь, мне было три-четыре года. Ты привела меня из детского садика домой и ужаснулась: "Мой ребенок до сих пор не умеет читать! Как же она реализует себя в жизни?!" И ты стала учить меня читать, по кубикам. А потом нашла учителя по английскому языку. "Галочка, зачем ты ребенку заморачиваешь голову? – удивлялась бабушка. "Она должна состояться, а английский ей поможет, — отвечала ты, — всегда нужно думать на два шага вперед". Бабушка молча пожимала плечами. Она всегда соглашалась с тобой. А потом школа. Я всегда училась под твоим недремлющим оком. Я старалась. Вызубривала аксиомы и теоремы. Ты ходила со мной в библиотеку и старалась, чтобы я читала не "сюськательные", как ты говорила, а серьезные книги.

А когда пришла пора подростковых, юношеских привязанностей и симпатий, ты с первого взгляда определяла, кто из моих "поклонников" был "одноклеточным", у кого была "одна извилина, да и та… пунктиром" или кто из них "не дружил с головой". Все они отметались сразу.

…Я окончила университет, стала работать в школе, затем на кафедре, но всегда нуждалась в твоей защите.

"А будет плохо – нужно будет переломить ситуацию,- говорила мне ты.

Вскоре я вышла замуж и родила тебе двух прекрасных внучек. Я никогда не забуду слова, которые ты сказала мне после рождения детей: "Знаешь, Машуня, это лучшее, что ты сделала в своей жизни". Ты была замечательной бабушкой и внучки, твои "звездочки", тебя обожали.

…А потом тебя не стало, и мир перестал для меня существовать. Мир просто рухнул…

Прошло восемнадцать лет. Мы живем в Израиле. Твои "звездочки"- внучки Люси и Мири выросли, вышли замуж. У тебя уже есть правнук – Галь. Он смотрит на меня твоими глазами, и в них я читаю: "Не нравится – надо переломить ситуацию…"

Твоя Машуня.

 Благодарим известного израильского журналиста Владимира Ханелиса за содействие в публикации этого очерка

https://www.isrageo.com/2016/10/05/mihoels/

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий