… И выключит за собой свет

0

Последний еврей Афганистана, враждовавший с предпоследним, готовится к алие. Этот край превращается в юденфрай

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

 

Человек, который более десяти лет был известен как последний еврей Афганистана, собирается уехать в Израиль, опасаясь, что обещание американских военных покинуть страну оставит вакуум, который будет заполнен радикальными группировками, такими как «Талибан», сообщает "Лехаим" со ссылкой на JTA.

«Я буду смотреть телевизор в Израиле, чтобы узнать, что происходит в Афганистане», – заявил Забулон Симантов (или Симинтов) «Arab News».

Zabulon Simantov, the last known Jew in Afghanistan, is leaving the country for Israel, out of fear that when the U.S….

Опубликовано A Wider Frame Воскресенье, 4 апреля 2021 г.

61-летний Симантов рассказал, что уедет после сезона осенних праздников в этом году. Его жена, еврейка из Таджикистана, и их две дочери живут в Израиле с 1998 года. Но Симантов остался в своем родном Афганистане, чтобы присматривать за его последней синагогой, расположенной в столице страны Кабуле, несмотря на десятилетия насилия и политических беспорядков, в том числе период правления талибов и войны страны с США.

«Мне удалось защитить синагогу в Кабуле, как льву евреев», – заявил он.

Симантов, торговец коврами и ювелирными изделиями, родился в афганском городе Герат, который несколько десятилетий назад был домом для сотен евреев. В конце концов он переехал в Кабул, но бежал в Таджикистан в 1992 году, прежде чем вернуться в столицу. Без него синагога закроется, положив конец эпохе еврейской жизни в стране, которая, по мнению ученых, началась не менее 2000 лет назад.

«Если «Талибан» вернется, они вытолкнут нас», – подчеркнул Симантов в интервью Радио «Свободная Европа» для репортажа о бегстве многих представителей меньшинств страны.

Еврейское кладбище в Герате. Фото: Wikipedia / me!

ИЗ ВИКИПЕДИИ

Самые ранние свидетельства о пребывании евреев в Афганистане относятся к VII веку.

Изначально существовало сообщество евреев, которые торговали кожей и овцами каракульской породы, а также обычных бедняков и евреев, занимавшихся ростовщичеством. Большие еврейские семьи в основном жили в приграничном городе Герат, а старшие члены этих семей, мужчины, вояжировали в различные места и занимались торговлей. Пути их проходили по маршруту древнего Шёлкового пути среди величественных гор Афганистана, и на камнях этих гор были высечены их молитвы на иврите и даже иногда на арамейском.

В период раннего средневековья Афганистан часто служил местом ссылки или добровольного изгнания для лиц, по тем или иным причинам нежелательных для эксиларха или для руководителей еврейской общины Месопотамии. Наиболее значительным еврейским центром был Балх.

Еврейские и мусульманские источники сообщают о существовании еврейской общины в Газни в X—XI вв. Арабские географы говорят о еврейских общинах, существовавших в X в. также в Кандагаре и Кабуле. Существование еврейского населения в Кабуле по меньшей мере до второй половины XIV в. подтверждается обнаруженным близ него надгробием с надписью на древнееврейском, датируемой 1365 г.

Персидский историк Джузжани (XIII в.) упоминает о еврейской общине в Фирузкухе, столице области Гор, расположенной в центре страны, что подтверждается обнаруженными надписями на древнееврейском и персидском языках, относящимися к XII в. — началу XIII в.

Сведения о истории евреев Афганистана в XV—XVIII вв. практически отсутствуют, и можно лишь предполагать, что в это время еврейские общины там переживали значительный упадок. В начале 1840-х гг. в Афганистан бежали многие евреи из Мешхеда (Хорасан), где в 1839 г. произошло массовое насильственное обращение еврейского населения в ислам. Путешественники XIX в. сообщают о большом числе беженцев из Мешхеда в составе еврейских общин Афганистана. Численность афганских евреев в 1839 году достигала 40 тысяч человек.

В конце XIX в. началось переселение евреев Афганистана в Палестину. В 1933 г. евреям было разрешено жить только в Герате, Кабуле и Балхе и запрещено покидать места своего проживания без особого разрешения. Они предпочитали селиться в отдельных кварталах, а в Балхе даже закрывали ворота еврейского квартала на ночь. Евреи платили ежегодный подушный налог, а с 1952 г., когда их перестали брать в армию, — особый налог за освобождение от воинской повинности. Их не принимали на государственную службу, а их детей — в государственные учебные заведения. Кроме того, им было запрещено заниматься некоторыми профессиями. Большинство еврейского населения составляла беднота, занимавшаяся главным образом портняжным и сапожным ремеслом.

В 1948 г. в Афганистане оставалось всего 5 тыс. евреев. Хотя до 1950 г. евреев не выпускали из Афганистана, с июня 1948 г. до июня 1950 г. 459 евреям удалось выехать в Израиль (в основном через Иран или Индию, куда они бежали ещё в 1944 г.). С конца 1951 г. была разрешена эмиграция евреев, и к 1967 г. число переселившихся в Израиль афганских евреев достигло 4 тыс. Афганистан был единственной мусульманской страной, где еврейским семьям было разрешено эмигрировать без предварительной аннуляции гражданства. Афганские евреи в массовом порядке покидали страну в 1960-х, их переезд в Нью-Йорк и Тель-Авив был мотивирован поисками лучшей жизни, но не религиозными гонениями. К 1969 году в Афганистане осталось жить около 300 евреев, но большинство из них покинули страну после ввода советских войск в 1979 году. В ноябре 2001 г. после освобождения Кабула войсками Северного альянса при поддержке США в стране оставалось около 60 евреев — два пожилых еврея в Кабуле, хранители синагоги и несколько десятков в Герате.

Более 10 тысяч афганских евреев живёт сейчас в Израиле. Около 200 семей — в Нью-Йорке.

Отцом американского актёра Джоша Гэда был эмигрировавший афганский евреей.

Более 100 евреев Афганистана живут в Лондоне.

В Герате, на западе Афганистана, находится в ветхом состоянии никем не посещаемая синагога Йоав.

Исследователи считают, что эта синагога существует с 1393 года. Когда-то она была одной из четырёх городских синагог.

Часть здания используется под жильё, в том числе сотрудником департамента исторических монументов Герата. По состоянию на 2009 год, в здании размещался детский сад. Осмотр, проведённый в 1998 году Аннет Иттиг, установил, что молитвенный зал и женская галерея всё ещё сохраняют некоторые украшения. Речь идёт в первую очередь о растительных узорах в персидском стиле. Ковчег для Торы приподнят над уровнем пола, к нему ведут ступени. Бима нетронута, а на стенах синагоги присутствуют три надписи на иврите.

В 2011 году в пещере в североафганской провинции Саманган было найдено собрание фрагментов рукописей на иврите, арамейском, еврейско-арабском и еврейско-персидском языках. 29 страниц оттуда были выкуплены Национальной библиотекой Израиля в 2013 году.

К концу 2004 года только два еврея остались в Афганистане — Забулон Симантов и Исаак Леви. Леви жил на милостыню, в то время как Симантов владел магазином, где продавал ковры и ювелирные украшения до 2001 года. Они жили в разных углах полуразрушенной синагоги в Кабуле. Оба претендовали на управление синагогой и владение Торой, обвиняя друг друга в воровстве и обмане. Они продолжали обвинять друг друга перед лицом властей, и оба провели некоторое время за решёткой, Талибан также конфисковал их Тору.

Склочные взаимоотношения между Симантовом и Леви нашли отражение в пьесе, вдохновлённой новостными репортажами об этих двоих, которые появлялись в международных СМИ после вторжения американских войск в Афганистан и свержения режима Талибан. Пьеса, называющаяся «Два последних еврея в Кабуле» (англ. The Last Two Jews of Kabul) была написана драматургом Джошем Гринфилдом и поставлена на сцене в Нью-Йорке в 2002 году.

В 2005 году Исаак Леви скончался. С того момента Симантов — единственный еврей в Афганистане, стране с населением 30 миллионов человек, что является наименьшим процентом в мире.

Симантов не говорит на иврите. Он пытается получить обратно конфискованную Тору. Он утверждает, что человек, укравший Тору, теперь находится в заключении в Гуантанамо.

Еще недавно, когда его спросили в интервью, переедет ли он в Израиль, Симантов резко ответил:

«Переехать в Израиль? Что мне там делать? Зачем мне уезжать?».

Но, как видим, ситуация притиснула — и пришлось задуматься о Земле обетованной и находящейся в Израиле семье. Да и конфликтовать в Афганистане больше не с кем — ну не с соседями-мусульманами же!

Еврейский гватемальчик

Подписывайтесь на телеграм-канал журнала "ИсраГео"!

Добавить комментарий